ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБОУ "Школа-гимназия"
г.Ярцево Смоленской области
215800 Смоленская область, г. Ярцево, ул. К.Маркса, д. 4а
8(48143) 7-10-84
penaty@mail.ru

МБОУ "Школа-гимназия"

г.Ярцево Смоленской области
МЕНЮ

«Организационно-педагогические условия использования дистанционных образовательных технологий в процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

  1. Актуальность

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Одна из основных задач  решения данной стратегической цели – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включающая:

- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;

- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.

Развитие образования требует активного применения инноваций, начиная с внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и заканчивая созданием систем индивидуализации образовательных траекторий, поддержки отдельных категорий обучающихся, воспитанников, модернизации инфраструктуры и кадрового потенциала школ и детских садов.

Новые федеральные образовательные стандарты определяют условия реализации основной образовательной программы общего образования, которые должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования в соответствии с индивидуальными образовательными планами всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;

- организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;

- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

В соответствии с требованиями стандарта в образовательном учреждении должны быть созданы условия для сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями общего, дополнительного ипрофессионального образования, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15).

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе электронного.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16).

Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Теоретико-методологической основой данного исследования явились:

- теории дистанционного обучения А. А. Андреева и Е. С. Полат, идеи в области современной дидактики А. В. Хуторского, концепция развития системы дистанционного образования С. А. Щенникова;

- стратегические направления информатизации образования, в том числе и дистанционного обучения И.Н. Антипова, Г.А. Бордовского, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, B.C. Леднева, В.М. Монахова и др.;

- идеи компьютеризации педагогической работы и информатизации образования В. С. Леднева, Ю. А. Первина, С. А. Бешенкова, А. Ю. Уварова, И. Г. Захаровой и др.;

- философско-методологические идеи применения дистанционного образования Б.С. Гершунского, Г.JI. Ильина, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова и др.;

- дидактические и организационно-методические вопросы использования телекоммуникаций в школе и вузе Г.А. Андриановой, М.Ю. Бухаркиной, М.Е. Вайндорф-Сысоевой, О.А. Лаврова, М.В. Моисеевой, И.В. Роберт, Н.П. Угриновича, Л.3. Шауцуковой, А.И. Шейнис и др.

Безусловно, эти работы во многом создали научные и методические основы реализации электронного обучения, однако модернизация всех ступеней российского образования, предусматривающая развитие тех личностных качеств, которые станут основой социальной и профессиональной адаптации людей, их мастерства и культуры невозможна без гармоничного сочетания преимуществ традиционного очного обучения и применения дистанционных технологий.

Проблема заключается в выявленииорганизационно-педагогических условий, при которых возможно применение технологий дистанционного обучения для всехкатегорийобучающихся, с целью получения качественного образования, построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Противоречия:

- между потребностью учащихся в выборе их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в  школе;

- между необходимостью предоставить возможность выбора индивидуальной траектории обучения в образовательном пространстве для каждого учащегося и традиционной школьной системой, не способной выполнить эти задачи не столько в отношении содержания образования, сколько в форме организации обучения,а также кадрового ресурса;

- между необходимостью наиболее эффективного использования информационного потенциала школы и недостаточностью овладения технологией организации дистанционного обучения, методами решения образовательных задач с помощью средств сети Интернет.

Противоречия могут быть разрешены при условии внедрения модели организации учебной деятельности учащихся с использованием дистанционных технологий обучения. Данная модель должна включать этапы и виды деятельности учащихся, направленные на развитие у них умений работать в дистанционном режиме, и использовать адекватные им методы и формы электронного обучения. Эффективность протекания педагогического процесса, реализованного в обозначенной модели, обусловлена выполнением разработанных организационных и педагогических условий.

2. Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза инновационной деятельности

Цель:создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами  дистанционных образовательных технологий обучения в процессе модернизации организационной образовательной системы школы на основе сетевого взаимодействия.

Объектом исследования выступает информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сетевого взаимодействия.

Гипотеза: Осуществление следующих организационно-педагогических условий внедрения дистанционных технологий обучения:

- создание инновационной образовательной среды, отбор содержания, форм и методов, способов организации учебной деятельности в условиях сетевого взаимодействия;

- оптимальное сочетание наиболее эффективных сторон традиционных и дистанционных технологий обучения;

- внедрение ДОТ на основе дополнительности, вариативности, в соответствии с разработанной моделью обучения;

- ориентация обучения не только на усвоение знаний, но и на развитие личностных качеств обучаемого: познавательной, эмоционально-волевой, профессиональной сферы и т.п.;

- диагностика образовательных потребностей, мотивов и готовности участников образовательного процесса к внедрению дистанционных образовательных технологий и принципов сетевого взаимодействия в учебный процесс;

- подготовка педагогов к моделированию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, к составлению рабочей программы обучения, с учетом конкретных условий, к выполнению функций сетевого учителя, консультанта, тьютора, координатора образовательного процесса - позволит построить и реализовать индивидуальные образовательные траектории учащихся, повысить доступность качественного образования для всех категорий учащихся.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

- проанализировать теоретические аспекты проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий обучения в учебный процесс;

- разработать нормативно-правовую базу для использования ДОТ на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

- продолжить совершенствование педагогической компетентности учителей и администрации по проблемам внедрения информационных образовательных технологий и технологий дистанционного обучения;

- разработать учебно-методический комплекс на основе ДОТ и мониторинг результативности деятельности участников проекта в ходе модернизации образовательной  системы школы;

- организовать проведение занятий по моделям обучения в дистанционной форме;

- продолжить формирование системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- обеспечить условия реализации технологий дистанционного обучения в рамках сетевого взаимодействия.

3. Сроки и этапы реализации программы:

Сроки реализации: март 2013 г. – август 2015 г.

Этапы реализации:

I этап – подготовительный (март 2013г. – август 2013г.).

Цель: создание условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения программы.

II этап - практический (сентябрь 2013 – май 2015 г.).

Цель: реализация мероприятий программы.

III этап – аналитический (июнь – ноябрь 2015 г.).

Цель: систематизация результатов, полученных на предыдущих этапах, их внедрение и распространение опыта.

4. Содержание этапов и прогнозируемые результаты 

Этапы

Содержание

Сроки

проведения

Планируемые результаты

Подготовительный

Создание нормативной базы

Март-июнь 2013

Разработка:

-  программы деятельности инновационной площадки;

-   модели  использования ДОТ  в процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

- положения об обучении  с использованием дистанционных образовательных технологий в школе;

- положения о сетевом взаимодействии образовательных учреждений;

- локальных актов, должностных инструкций, приказов по школе;

 -  положения о платных образовательных услугах;

 -  программы мониторинга.

Подготовка материально-технической базы школы к проведению эксперимента

Март-август

2013

- Изучение возможностей программ iChat, Skype, Мооdle, Oppen Meetings, RemoteDesktop, TeamViewer.

- Расширение возможностей единого информационного пространства (электронная почта, школьный сайт, Web-сайт, локальная сеть, медиатека).

- Приобретение  и установка необходимого  компьютерного оборудования и программного обеспечения.

- Увеличение скорости Интернета.

Изучение и формирование социального заказа на образовательные услуги

Март-май 2013 

-Диагностика учащихся 7-10 классов школ района с целью сбора информации об индивидуальных образовательных запросах.

- Формирование групп (классов), обучающихся с использованием ДОТ.

-Проведение родительских собраний с целью информирования родителей о возможностях электронного обучения. Вовлечение  родителей в процесс инновационной деятельности.

Работа с педагогическими кадрами

Апрель-май 2013

Апрель 2013

Июнь-август 2013

- Диагностика педагогов с целью выявления профессиональных затруднений.

- Организация работы по формированию временных творческих групп (ВТГ) учителей по различным направлениям реализации программы инновационной деятельности.

-Обучение учителей на дистанционных курсах по проблеме внедрения ДОТ в образовательный процесс.

- Разработка рабочих программ по предметам.

Подведение итогов этапа.

Мониторинг хода и 1 этапа

Август 2013

Анализ и корректировкавыполнения задач подготовительного этапа.

Практический

Работа с педагогическими кадрами

Весь период

- Утверждение рабочих программ по предметам обучения с использованием ДОТ.

- Организация курсовой подготовки кадров.

- Организация постоянно действующего семинара по проблематике проекта «Технология проектирования дистанционных курсов».

- Создание сайтов учителей-предметников для ведения обучения в дистанционном режиме.

Совершенствование материально-технической базы

Весь период

-  Систематизация и пополнение школьной медиатеки.

- Модернизация и расширение локальной сети.

- Приобретение необходимого оборудования.

- Развитие информационно-образовательной среды обучения.

- Создание образовательного информационного Интернет - портала на сайте школы для учащихся и их родителей.

Разработка учебно-методических комплексов

дистанционного обучения

Весь период

- Разработка методических рекомендации по использованию ДОТ  в школе для различных групп учащихся.

- Разработка дидактического материала для  обучения с использованием ДОТ.

- Создание авторских мультимедиа-материалов методического и учебного характера.

- Создание электронных курсов.

- Формирование банка учебно-методических материалов

по предметам.

- Разработка и подготовка материалов для методических

семинаров,  педагогических советов.

Организация дистанционного образовательного процесса

2013/14 уч.год

2014/15 уч. год

- Формирование банка учебно-методических материалов по предметам.

- Организация  обучения учащихся основных школ по английскому языку и химии в дистанционном режиме.

- Организация обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам (профильные и элективные предметы) в дистанционном режиме.

Организация психологической службы по сопровождению проекта

Весь период

-Изучение проблем мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения.

-Разработка системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации проекта

Аналитический

Подведение итогов, оценка результативности проекта

Май - август 2015 г.

- Оценка эффективности образовательного процесса на основе использования ДОТ. Подготовка отчета по результатам деятельности пилотной площадки.

 - Описание и методические рекомендации по внедрению  разработанной модели использования ДОТ в процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

- Проведение семинаров с целью обобщения и распространения опыта.

- Публикация материалов на школьном сайте, сайтах педагогов, представление проектов учащихся на сайтах, написание статей и их публикация на российских  педагогических сайтах, обсуждение результатов деятельности на педагогических форумах.

- Публичный отчет о результатах работы.

5. Анализ условий, необходимых для организации деятельности площадки: состояние нормативного, кадрового и финансового обеспечения инициативы, обеспечение доступа к получаемым в процессе инновационной деятельности электронным образовательным продуктам

 В школе сформирована основа  для инновационной деятельности:

  • Дважды победитель ПНП «Образование» (2006, 2009 гг.)
  • Победитель районного конкурса «Школа года» по результатам эффективности работы ОУ с 2005 по 2011г.
  • Победитель районных конкурсов методической работы в 2008, 2010,  2012 г.г.
  • Участие в региональном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования ( 2000-2010гг.).
  • Муниципальная экспериментальная площадка по предпрофильной подготовке и профильному обучению, муниципальный ресурсный центр по предпрофильной подготовке (2005-2009гг.).
  • Работа в качестве инновационной площадки муниципального уровня «Организация учебного процесса в старших классах на основе индивидуальных учебных планов»  (2009-2011гг.).
  • Региональная пилотная площадка по введению ФГОС НОО с 2010г., ФГОС ООО с 2012г.
  • Муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Формирование механизмов оценки качества воспитательной среды ОУ с использованием информационной технологии «Референт» с 2011г.
  • Муниципальная инновационная площадка по теме «Школа-ресурсный центр» с 2012 г.
  • Накоплен значительный опыт работы по программам  профильного и углублённого изучения предмета.
  • Квалификация учителей, достаточная учебная база позволяют осуществлять образовательный процесс в форме уроков, лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, факультативов, индивидуальных и групповых консультаций, ведение элективных курсов различного направления. Накоплен значительный опыт по внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий.
  • Внедрена система ранней пропедевтической подготовки к выбору профиля обучения.
  • Успешность реализации идеи профильного обучения обеспечивает совместная работа с высшими учебными заведениями (СГУ, СмолГУ. МФТИ), что позволяет использовать потенциал высшей школы, опыт их педагогов.

Информационно-методические условия

Информационно-методические условия реализации проекта обеспечиваются современной информационно-образовательной средой образовательного учреждения.

ИОС школы строится в соответствии со следующей иерархией:

- единая информационно-образовательная среда страны;

- единая информационно-образовательная среда региона;

- информационно-образовательная среда образовательного учреждения;

- предметная информационно-образовательная среда;

- информационно-образовательная среда УМК;

- информационно-образовательная среда компонентов УМК;

- информационно-образовательная среда элементов УМК.

Основные элементы ИОС:

- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

- информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;

- информационно-образовательные ресурсы Интернета;

- вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

- прикладные программы.

Интернет ресурсы:

- Открытые цифровые образовательные ресурсы:

- Всероссийский Интернет-педсовет(http://www.pedsovet.org)

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru )

- Интернет-обучение. Методическая поддержка учителей(http://school.iot.ru)

- Интернет-школа издательства "Просвещение"(http://www.internet-school.ru)

- Интернет-Университет информационных технологий(http://www.intuit.ru)

- Русская Википедия (http://ru.wikipedia.org)

- Сеть творческих учителей(http://www.it-n.ru)

- Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://mega.km.ru)

- Общероссийский проект «Школа цифрового века».

- Собственные разработки ЭОР учителей школы по предметам.

Материально-технические условия:

- компьютер - 65 шт.;

- мультимедийный проектор – 17 шт.;

- оргтехника (ксерокс, сканер) – 12 шт.;

- интерактивная доска – 3 шт.;

- интерактивные приставки – 4 шт;

- телевизоры – 14 шт.;

- лингафонные кабины – 2 шт;

- медиацентр с информационными материалами на базе библиотеки;

- сеть Интернет;

- локальная сеть;

- школьный Web-сервер;

- кабинет-лаборатория физики;

- предметные кабинеты, оснащенные АРМ учителя.

Кадровые условия:

- 86% педагогов школы имеют высшее образование,

- 48% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 34% - первую квалификационную категорию;

- 100% педагогов прошли повышение квалификации по предметам на базе СОИРО;

- 100 % педагогов владеют компьютером, из них 54% владеют компьютером на среднем уровне, 14 % - на высоком;

- организована система повышения квалификации на рабочем месте.

Организационные условия:

- координация деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур по организации сетевого взаимодействия;

- развитие платных дополнительных образовательных услуг;

- создание инновационной образовательной среды, отбор содержания, форм и методов, способов организации учебной деятельности в условиях сетевого взаимодействия;

- оптимальное сочетание наиболее эффективных сторон традиционных и дистанционных технологий обучения;

- диагностика образовательных потребностей, мотивов и готовности участников образовательного процесса к внедрению дистанционных образовательных технологий и принципов сетевого взаимодействия в учебный процесс;

- подготовка педагогов к моделированию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, к составлению рабочей программы обучения, с учетом конкретных условий, к выполнению функций сетевого учителя, консультанта, тьютора, координатора образовательного процесса.

Научно-методические условия:

- сотрудничество с СОИРО;

- диагностический инструментарий для выявления запросов учащихся, родителей и социума на образовательные услуги;

- единый аннотированный электронный каталог на все медиаресурсы;

- методические рекомендации для педагогов по использованию дистанционных технологий обучения;

- дополнительные образовательные программы учебных предметов, модулей, курсов;

- опыт работы сетевого взаимодействия по предпрофильной подготовке.

Нормативно-правовые условия:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобразования и науки от 01 марта 2005 г. № 63 «О порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий».

3. Приказ Минобразования РФ № 137 от 06.05.2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий.

4. Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» ГОСТ Р 52653-2006.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

6. Концепция «Российское образование 2020».

7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

8. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) образования.

9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

10. Устав школы.

11. Локальные акты школы.

12. Целевые программы.

Финансовые:

- получение грантов;

- бюджетные средства субвенции Смоленской области на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в виде норматива бюджетного финансирования в расчёте на одного обучающегося, включая средства на учебные расходы;

- выполнение муниципальных заказов;

- спонсорская помощь, добровольные пожертвования родителей;

- средства от  платных дополнительных услуг, сдачи в аренду помещений;

- финансовая поддержка школы депутатами Смоленской областной Думы.

Для эффективной работы инновационной площадки требуется помощь в научно-методическом сопровождении работы.

6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов инновационной деятельности

Предмет мониторинга

Средства мониторинга

Внутренние ресурсы (образовательные, кадровые, информационно-техническое обеспечение УВП)

Анализ.

Потребности обучающихся и их родителей

Анкетирование.

Предметные результаты: успеваемость учащихся

Предметные контрольные срезы, проверочные работы. Результаты анализируются по сопоставлению с периодом до начала реализации проекта.

Предметные, метапредметные, личностные результаты учащихся.

Мониторинговые итоговые результаты, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проектной, учебно-исследовательской деятельности и др.

Удовлетворенность учащихся и их родителей качеством образовательных услуг школы

Анкетирование,  интерактивный опрос.

Интерес к деятельности инновационной площадки со стороны участников образовательного процесса школы и других образовательных учреждений.

Статистика с сайта (количество посещений, география посещений сайта).

Квалификация педагогов в области IT

Мониторинг активности педагогов в интернет-пространстве, анализ использующихся on-line ресурсов при создании образовательных программ.

Количество педагогов, прошедших повышение квалификации в системе ДО.

Востребованность внедряемой модели

Количество учащихся получивших образование с применением ДОТ (за учебный год, за весь период  деятельности площадки).

Количество индивидуальных образовательных траекторий, которые были реализованы учащимися с использованием ДОТ.

Количество педагогов, принимающих участие в реализации программы инновационной деятельности.

Количество сформированных учебно-методических материалов.

Доля образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях с использованием ДОТ.

Качество разрабатываемой образовательной модели, новых образовательных программ

Заключение эксперта (научного руководителя).

Промежуточные результаты мониторинга будут представлены на сайте ОУ, СОИРО.

7. Обоснование значимости программы деятельности площадки для развития системы образования в регионе.

Программа эксперимента по созданию модели обучения с использованием ДОТ направлена на решение комплекса проблем, актуальных для региона и затрагивающих интересы разных участников проекта. Многие школы находятся в отдаленной местности, являются «малочисленными». В них сложно из-за дефицита ресурсов создать условия, отвечающие современным требованиям общего образования в целом и профильного в частности, обеспечить доступность образовательных услуг, современные условия обучения и индивидуализацию образовательных траекторий.

Организация обучения с использование дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях, в том числе в сельских, особенно удаленных школах создаёт условия для формирования разнообразных моделей организации обучения в этих школах. Это становится особенно актуальным в условиях внедрения Федерального государственного стандарта нового поколения, направленного на достижение новых образовательных результатов.

Структурные и организационные изменения образовательного процесса потребуют от школ значительных усилий, соответствующего кадрового, материального и образовательного потенциала, которым многие из них в настоящее время не располагают. Многие новые принципы построения учебного процесса пока ещё не получили должного отражения в практике школы именно по указанным причинам.

Многие удаленные школы не готовы к внедрению в учебный процесс на всех ступенях общего образования исследовательской деятельности, учебных проектов, практикумов.

Всё это подтверждает тезис о том, что в значительном числе случаев отдельная школа, особенно школа, находящаяся в сельской или в труднодоступной местности, не обладает соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением и не в состоянии в полной мере реализовать обучение в традиционных формах организации учебного процесса. Встаёт вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, об объединении их ресурсов и образовательного потенциала. При этом обучение с использованием ДОТ является наиболее перспективным направлением реализации сетевого взаимодействия.

Таким образом, с позиций целей внедрения обучения с использованием ДОТ в образовательные учреждения наиболее значимы следующие аспекты для решения задач общеобразовательной школы.

Во-первых, интеграция образовательных учреждений, их сетевое взаимодействие в процессе организации обучения. Речь идёт не только об объединении образовательных ресурсов в условиях их дефицита в настоящее время во многих школах, но и о кооперации образовательных учреждений, в том числе сельских школ и наиболее отдаленных школ.

Во-вторых, обучение с использованием ДОТ влечёт за собой неизбежное увеличение продолжительности и значимости самообразования в образовательном процессе. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. При этом подразумевается не только самообразование как вид образовательной деятельности, характерный для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов или дополнительного образования, но и существенное возрастание объёма самостоятельной учебной работы школьников на уроках. В этих условиях существенно увеличивается роль ДОТ, особое значение приобретают средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения.

8. Предложения по распространению и внедрению планируемых результатов деятельности площадки выбранного вида в массовую практику.

Результаты реализации эксперимента будут представлены на семинарах по обобщению результатов деятельности, которые планируется проводить по итогам каждого этапа, кроме того, в методических рекомендациях, разработках и публикациях на российских педагогических сайтах, в сборниках статей конференций и семинаров регионального уровня.

Перспективы для успешного развития проекта мы видим в дальнейшем освоении рынка дистанционных образовательных услуг, развитии организационной структуры школы как центра дистанционного образования, развитии межшкольной образовательной сети, создании виртуальных методических объединений педагогов-предметников на основе технологий дистанционного обучения.

9. Литература.

1. Авдеева С.М. Российская школа на пути к информационному обществу: проект "Информатизация системы образования"/С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров//Вопросы образования.-2005.-№3.-С.33-53.

2. Андреев А.А., Троян Г.М. Основы Интернет-обучения / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003.

3. Агапов И.Г. Формирование общих компетенций школьников в процессе дистанционного обучения: (История и теория). / Под науч. ред. B.C. Леднева, С.Е. Шишова. - М.: Национальный центр стандартов и мониторинга образования (НЦСиМО), 2000.- С. 292.

4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация.- М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 195с.

5. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: СИ, 1999.- 126с.

6. Андреев А.А., Рубин Ю.Б. Подход к формированию структуры педагогической системы виртуального обучения. // Совершенствование образовательной деятельности. - М., 2000. С.213-215.

7. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. пособие / Н.В. Борисова. М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 2000.- 174с.

8. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.

9. Брит Н.В. О качестве дистанционного образования.// Система обеспечения качества в дистанционном образовании. 2002. - №4.

10. Волков В.В. Проблемы повышения эффективности использования технологий мультимедиа в образовании требуют безотлагательного решения/В.В. Волков, А.Н. Тихонов, В.Е. Шудегов, В.И. Федотов//Вестник образования.-2006.-№10.-С.38-41.

11. Волов В.Т. Психологический мониторинг в дистанционном образовании/ В.Т. Волов, В.Ф. Сопов, А.В. Капцов. Самара: Изд-во СГПУ, 2000.-.230с.

12. Жук А.И., Курбацкий А.Н., Листопад Н.И., Тавгень И.А. Концептуальные основы создания и развития дистанционного образования в Республике Беларусь. Минск: БГУ, 2002. - 20с.

13. Мараховская Н.В. Проблемы дистанционного обучения: аспект психолого-познавательных барьеров: Моногр./ Н.В. Мараховская, А.И. Пилипенко. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2001.-126с.

14. Моисеева М.В. Дистанционное обучение: мифы и реальность // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 2000.- 00 апр. (N 15). - С. 11.15.

15. Моисеева М.В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционнного обучения // Дистанц. образование. - 2000. - N 1. - С. 25-29.

16. Моисеева М.В. Дистанционное обучение мифы или реальность // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября".- 2000.- 00 май (N 19). - С. 11.- Продолж. Начало см.: Там же. 2000. - N 15.- Продолж. Начало см.: Там же. - 2000. - N 15. 19.

17. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации Текст. / Е. С. Полат //Информатика и образование. М.: Изд-во РАО «Образование и Информатика», 2005.- №4.- С. 25-33.
18. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. // Информатика и образование. 2001. - №5. - С.37-43.

19.Прозорова, Ю. А. Создание среды учебного информационного взаимодействия в компьютерных телеконференциях Текст. / Ю.А. Прозорова, В.А. Касторнова // Информатика и образование. М.: Изд-во РАО «Образование и Информатика», 2003. - № 6. - С. 82-92.

20.Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство Текст. / Б. П. Сайков-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 406с.

21. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики: (в средней школе). // Открытое образование. 2001. - №2. -С. 30-22.Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Знания на расстоянии. Центр "Эйдос" - история, практика, принципы деятельности // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 2 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2001/0202.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

23. Шабанов А. Г. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования: проблемы и перспективы развития.- М., 2003.- 259с.

24. Шабанов А. Г., Скибицкий Э. Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы. Новосибирск, 2004.

25. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. «Управление образовательными системами». - М.,2002, С. 178-179.

{jcomments off}

© 2021. МБОУ "Школа-гимназия" г.Ярцево Смоленской области.