Форум «Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе дистанционных образовательных технологий: опыт, проблемы, перспективы», 15 июня 2016 г.

Цель Форума: обсудить проблемы и перспективы внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сетевом взаимодействии, представить опыт работы по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Ярцевского района, опыт инновационной деятельности педагогов, активно внедряющих дистанционные образовательные технологии в педагогическую практику.

Ведущие Форума:
Захаров Сергей Петрович, проректор по развитию региональной системы образования ГАУ ДПО СОИРО, кандидат экономических наук, научный руководитель инновационной площадки.
Соловьева Наталья Николаевна, председатель Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Лонгинова Марина Петровна, заместитель председателя Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Брайловская Ирина Николаевна, ведущий специалист-руководитель методического кабинета Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Басалыга Галина Николаевна, директор МБОУ «Школа-гимназия», руководитель творческой группы инновационной площадки.
Цыганкова Ирина Вячеславовна, директор МБОУ Захолынской ОШ.
Сазоненкова Светлана Викторовна, руководитель Ярцевского районного ресурсного центра.
Тимофеенкова Галина Алексеевна, заместитель директора МБОУ «Школа-гимназия».
Петров Дмитрий Сергеевич, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Школа-гимназия».
Слащинина Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Школа-гимназия».
Захарьина Лариса Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа-гимназия».
Кашапова Любовь Георгиевна, учитель английского языка МБОУ «Школа-гимназия».
Володина Наталья Анатольевна, учитель английского языка МБОУ «Школа-гимназия».

Предлагаем Вам для обсуждения следующие вопросы:
1. Какие модели сетевого взаимодействия в системе образования актуальны на современном этапе развития системы образования?
2. Какие, на Ваш взгляд, условия должны быть соблюдены при организации эффективного сетевого взаимодействии в системе образования?
3. Какие варианты сетевого взаимодействия реализуются в Вашем муниципалитете или учреждении? В чем их преимущества?
4. Какова роль сетевого взаимодействия в создании инновационного образовательного пространства школы?
5. Каковы, на ваш взгляд, возможности и преимущества использования дистанционных технологий для всех участников образовательных отношений?
6. Какие трудности Вы испытываете в организации сетевого взаимодействия?
7. На Ваш взгляд, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – административно внедряемый механизм, новое модное веяние или все-таки необходимость и закономерность?
8. Какие инструменты поддержки сетевого взаимодействия и использования ДОТ используются на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций?
9. Как мотивировать педагогических и руководящих работников к участию в сетевом взаимодействии?
10. Насколько приемлем для Вас предложенный опыт? Насколько представленный материал оказался для Вас полезным?

Материалы для ознакомления и обсуждения:

  В помощь учителю, работающему с ДОТ

Уважаемые коллеги!

  Сегодня на форуме  мы обсуждаем сетевое взаимодействие образовательных организаций  в условиях открытого образовательного пространства, которое строится на основе использования дистанционных образовательных технологий.

1. Если у вас возник вопрос к автору какой-либо статьи, задайте его внизу страницы, в форме добавления комментариев. В тексте вопроса укажите, кому он адресован, н-р: "Вопрос Басалыге Г.Н.".
2. При общении в виртуальном пространстве большего доверия вызывают реальные люди. Поэтому, при формулировке вопроса лучше всего укажите свои настоящие имя, фамилию и  электронный адрес, так другие участники будут знать, с кем общаются, а администрация сайта сможет выслать Вам электронный сертификат.
3. Мы приветствуем поддержание дискуссии, обмен опытом, предоставление интересной информации, своего опыта работы в данном направлении.

Комментарии

# Мамичев Дмитрий 15.06.2016 09:14
Вопрос Захарову С.П.
Сергей Петрович, в финальном слайде презентации даны два принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь». По сути, речь о самообразовании – деле добровольном для каждого индивида. Не кажется ли Вам, что массовое внедрение ДОТ и электронного обучения на фоне обязательной классно-урочной системы лишь отяготит жизнь школьника и педагога?
# Захаров Сергей 15.06.2016 10:28
Уважаемый Дмитрий!
ДОТ и электронное обучение не являются обязательными. Формы получения образования и формы обучения для несовершеннолетних лиц определяют родители (законные представители). Электронное обучение является одним из альтернативных путей получения образования. Если у обучающего отсутствует потребность в использовании ДОТ и электронного обучения, то традиционный урок ничем не будет заменен. По моему мнению в случае отсутствия учителя-предметника в школе (эта проблема актуальна для многих сельских школ), обучении ребенка по состоянию здоровья на дому, потребности в дополнительных занятиях с талантливыми и одаренными детьми ДОТ и электронное обучение - реальная возможность получить качественное образование.
# Басалыга Г.Н. 15.06.2016 09:15
Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с опытом сетевого взаимодействия образовательных организаций Ярцевского района, и обсудить вопросы, возникающие при внедрении электронного обучения и ДОТ.Надеемся на взаимопонимание и уверены, что наше сотрудничество будет плодотворным.
С уважением, Басалыга Галина Николаевна, директор МБОУ "Школа-гимназия"
# Соловьева Наталья Николаевна 15.06.2016 09:47
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас от педагогического сообщества г. Ярцева и Ярцевского района!
Замечательное событие начинается сегодня – профессиональное общение в рамках Форума «Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе дистанционных образовательных технологий: опыт, проблемы, перспективы».
Наша система образования постоянно развивается, её отличают масштабные нововведения. Вызов времени – введение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Вашему вниманию предложено описание этапов деятельности Комитета по образованию и молодежной политике, административной команды и педагогического коллектива МБОУ «Школа-гимназия» по освоению и внедрению новшества в практику работы, представлена модель сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью создания условий для дистанционной поддержки обучающихся на муниципальном уровне.
Коллеги, приглашаем Вас к активному обсуждению предложенной тематики и обмену опытом работы!
# Брайловская Ирина Николаевна 15.06.2016 10:16
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как руководителю муниципальной методической службы хочется отметить, что успешность реализации данной модели по внедрению дистанционных образовательных технологий во многом зависит от профессионализма, компетентности, заинтересованности учителя, поэтому планирование результатов внедрения дистанционных образовательных технологий главным образом означает подготовку учителей к работе в новой информационной образовательной среде:
• освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий;
• освоение педагогами практики использования различных дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных ресурсов;
• освоение педагогами применения метода проектов, основанного на информационных и интернет-технологиях;
• освоение педагогами применения социальных сервисов сети Интернет в образовательной деятельности;
• освоение педагогами приемов работы с интерактивным сайтом, оболочкой для проведения обучения с использованием ДОТ, дистанционных форм организации учебного процесса – интерактивных сайтов, форумов, чатов, электронной почты, телеконференции, вебинаров;
• внедрение в практику педагогов-предметников новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса общеучебных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе;
• освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения и др.
# Мамичев Дмитрий 15.06.2016 10:19
Вопрос Брайловской И.Н.
Ирина Николаевна, в шестом слайде пишите -
«…а в большинстве случаев и невозможно организовать обучение по всему спектру предметов общего образования в удаленных населенных пунктах. »
Получается в школах, по отдельным предметам уроки ведутся только дистанционно педагогами других школ? Как «финансово оформляются» такие решения ?
# Брайловская Ирина Николаевна 15.06.2016 11:14
В Ярцевском районе с 2013/14 учебного года работает модель электронного обучения учащихся в рамках сетевого взаимодействия «Ресурсный центр – основная сельская школа». Организовано обучение химии обучающихся Мушковической ОШ и английскому языку обучающихся Захолынской ОШ с использованием ДОТ на основе сетевого взаимодействия. В учебном процессе на основе электронного обучения задействовано 3 педагога школы-гимназии, которые дают качественно образование, владеют дистанционными технологиями обучения. В данном случае дети получают возможность учиться у хороших учителей-предметников, получать более качественное образование, не выезжая при этом из дома.
Если говорить о финансово-экономических механизмах, которые обеспечивают реализацию такой модели, нужно отметить, что в нашей модели сетевой педагог тарифицируется как совместитель в той школе, где он ведет обучение в дистанционной форме. Педагогу-тьютору, который сопровождает обучение детей в этой школе, производится доплата из фонда стимулирующих выплат.
# Тимофеенкова Г.А. 15.06.2016 10:27
Добрый день, уважаемые коллеги!
Присоединяюсь к приветствию! Надеюсь, что наше общение принесет взаимную помощь.
Будем рады ответить на вопросы коллег.
К вопросу об осложнении жизни при внедрении электронного обучения в классно-урочную систему.
Не секрет, что после школьного обучения учащиеся, как правило, плохо подготовлены к реальной жизни. Есть разрыв между программой и тем, что необходимо ребенку знать, это показывает, н-р, ОГЭ 9 класса, который содержит вопросы, не освещенные в учебнике.
Когда школьник их должен усвоить? Получается вне урока. И реальным выходом может быть дифференцированный подход, который можно использовать, применяя дистанционно электронные ресурсы. Кроме того, ФГОС ставит задачу научить ребенка учиться самостоятельно. А это можно освоить только на практике, дав ученику возможность приобретать знания, в том числе дополнительные, востребованность которых он ощущает, и здесь большие возможности предоставляет как раз электронное обучение. И еще, если школа хочет быть востребованной, конкурентоспособной, то должна искать эффективные формы работы, выходить за рамки классно-урочной системы.
# Мамичев Дмитрий 15.06.2016 11:01
Спасибо Галина Алексеевна!, услышал Ваше мнение.
Слащининой Е.В.
Елена Владимировна, интересный инструмент в Вашей работе нашел - облако слов.Мне кажется он хорошо визуализирует информацию по любой заданной теме,закрепляя информацию в графическом образе. Порекомендуйте, пожалуйста, что почитать по этому "инструменту".

Спасибо коллеги, много интересного материала!
# Слащинина Елена Владимировна 15.06.2016 12:05
Добрый день,уважаемые коллеги! Отвечаю на ваш вопрос, связанный с облаком слов. Сервисов по его созданию очень много, но большинство из них англоязычные. Могу вам порекомендовать ссылку с небольшой инструкцией по одному из них с понятным русскоязычным интерфейсом.
"Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой
университет". Создаем облако слов.
moi-rang.ru/oblako/modul_2..pdf
Мастерская Марины Курвитс. 4 сервиса для создания облака слов и 18 способов их использования в учебной работе
www.marinakurvits.com/2011/05/51.html
Творческих успехов и удачи в работе!
# Нина Викторовна 15.06.2016 11:10
Добрый день, уважаемые коллеги! МБОУ Печерская СШ Смоленского района. Тема нашей инновационной площадки "Мультимедийные средства как фактор реализации компетентностных требований ФГОС". Рады участвовать в такой интересной форме общения.
Заинтересовал материал С.В. Сазоненковой "Роль районного ресурсного центра....", в котором она рассказывает, что удалось
"Создать и апробировать учебные курсы на основе дистанционных
образовательных технологий удалось лишь 3 педагогам..."
Хотелось бы подробнее узнать о подготовке, проведении...и т.д.
Спасибо!
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 12:15
Добрый день, Нина Викторовна,рада Вас приветствовать на форуме! К сожалению Сазоненкова С.В.,пока не может выйти на форум и присоединится позже, пока я попробую ответить на Ваш вопрос.
Светлана Викторовна в своем выступлении говорила о самом начале нашей работы, когда мы только приступили к разработке сетевых курсов для предпрофильной подготовки. Она вела творческую группу по подготовке этих курсов на Google Site.
Было реализовано и апробировано три таких курса. В результате мы пришли к выводу, что эффективнее использовать для сетевого взаимодействия СДО Moodle, т.к. она обеспечивает большое количество возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в удаленном доступе, предлагает более разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля. Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы достаточно простой и понятный, ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, сайтов и т.п. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Moodle позволяет организовать взаимодействие в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Обладает широкими возможностями для коммуникации, поддерживает обмен файлами любых форматов. Педагоги нашей школы разрабатывают электронные приложения к курсам в этой системе. И в этом году мы организовали постоянно действующий семинар для учителей школ города и района по работе в СДО Moodle, заключили договора с педагогами, которые готовят электронные курсы предпрофильной подготовки для сетевого взаимодействия и размещают их на нашей платформе.
C уважением, Галина Алексеевна.
# Сергей Ермоловский 15.06.2016 11:39
Добрый день, уважаемые коллеги!
Спасибо, за возможность ознакомиться с опытом работы по сетевому взаимодействию и предоставленные материалы.
Хочу познакомить со своим опытом работы использования социальных сетей для организации педагогического взаимодействия
pedmir.ru/viewdoc.php?id=65075
С уважением, Сергей Ермоловский, учитель математики лицея им Кирилла и Мефодия
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 13:14
Сергей Александрович, большое спасибо за возможность ознакомиться с опытом работы использования социальных сетей для организации взаимодействия в рамках отдельного класса, использования их для дистанционного взаимодействия и индивидуализации процесса обучения. Очень интересен опыт организации и распределения обязанностей между администратором и редакторами сообщества такого взаимодействия.
С уважением, Галина Алексеевна.
# Нина Викторовна 15.06.2016 13:13
Уважаемые коллеги! Возможно, вам интересно будет познакомиться с опытом нашей работы как инновационной площадки pechersk-edusite.ru, на странице инновационная деятельность размещены ссылки на методические материалы наших педагогов,которые предусматривают применение ММС.
Кроме того, школа работает как районный ресурсный центр «Единое информационно-образовательное пространство как условие эффективной деятельности образовательного учреждения»
resurspechersk.jimdo.com, на сайте ресурсного центра педагоги района имеют возможность публиковать свои материалы, обмениваться мнениями
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 13:35
Уважаемая Нина Викторовна, спасибо за предоставленный материал вашей инновационной площадки. Думаю он многим будет интересен. Мы познакомились с методическими материалами на личных страничках и сайтах ваших педагогов. Для нас очень важен ваш опыт организации единого информационно-образовательного пространства, для учителей будет очень полезны представленные там материалы.
С уважением, Галина Алексеевна.
# Кашапова Любовь Георгиевна 15.06.2016 13:58
Уважаемые коллеги МБОУ Печерской СШ!Спасибо за предоставленную возможность познакомиться с методическими материалами ваших педагогов для разнообразия форм работы с учащимися на уроках английского языка. Мы ценим время педагогов, потраченное для такого рода творчества и физические усилия. Желаем успехов, удачи и солнечного лета.
С уважением,
учитель английского языка.
# Новикова Т. М. 15.06.2016 13:59
Добрый день! Межшкольная модель сетевого взаимодействия актуальна при организации ПО и ППП, это позволяет расширить спектр выбора элективов для обучающихся школ округа. В условиях, когда в большинстве школ всего по одному 10 и 11 классу, количество часов на элективы по учебному плану не позволяет предложить обучающимся достаточное число элективов для удовлетворения образовательных потребностей. Поэтому, сетевое взаимодействие в этих условиях просто необходимо. А использование ДОТ позволит минимизировать передвижения обучающихся из школы в школу, что часто бывает актуальным при составлении расписания занятий в сети. Согласна с мнением Брайловской И.Н. о том, что необходима подготовка учителей к работе в новой информационной среде. Согласна также с проблемами и перспективами, которые обозначила Тимофеенкова Г.А. Для вовлечения большего числа педагогов в реализацию образовательных программ в сетевой форме с использованием ДОТ предлагаю провести практический семинар, на котором учителям, ведущим элективы в сети, будет оказана методическая помощь в организации дистанционного обучения, на практике показано, как работают ДОТ в сети в рамках ПО или ППП. Опыт школы-гимназии, несомненно, очень ценен, инновационная работа, которую они ведут, актуальна и полезна для других школ. Спасибо школе-гимназии за организацию работы форума по актуальной для всех школ теме.
# Захарьина Л.А. 15.06.2016 15:55
Добрый день, уважаемые коллеги! Надо отметить то, что наша школа уже не первый год ведет работу по распространению опыта использования ДОТ. Однако до сих пор существуют проблемы и одна из них - пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это, или просто не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем. Хотелось бы изменить эту ситуацию.
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 14:44
Спасибо Татьяна Михайловна, мы Вас услышали. По поводу семинара, мы его проводили в течение второго полугодия, был организован постоянно действующий семинар для педагогов города и района.Работа семинара будет продолжена и в следующем году, а также проблему недостаточного уровня ИКТ-компетенции педагогов будем решать совместно с ЯРРЦ с помощью методической поддержки педагогов в области ИКТ. На сайте мы создаем специальный форум, на котором учителя смогут задать интересующие их вопросы по использованию ИКТ в учебном процессе вообще, и в частности о приемах работы в том или ином программном продукте. Надеемся на сотрудничество.
С уважением, Галина Алексеевна.
# Марян Диана Альбертовна 15.06.2016 14:45
Уважаемые коллеги! Спасибо за интересный и полезный материал по использованию дистанционных образовательных технологий. Особенно нас заинтересовала модель использования данных технологий внутри школы. Для нас это очень актуально.
С уважением, Диана Альбертовна, учитель географии средней школы №6 г.Ярцева.
# Безбородова Надежда Леонидовна 15.06.2016 14:53
Добрый день, уважаемые коллеги!!! На протяжении 3-х лет В МБОУ Мушковичской ОШ организовано обучение учащихся 8-9-х классов с использованием ДОТ на основе сетевого взаимодействия по химии. В учебном процессе на основе электронного обучения задействован 1 педагог школы-гимназии, который даёт качественное образование, владеет дистанционными технологиями обучения. Опыт применения межшкольной модели сетевого взаимодействия позволяет обучающимся нашей образовательной организации получать хорошие знания по данному предмету. Администрация МБОУ Мушковичской ОШ и обучающиеся 8-9-х классов выражают огромную благодарность учителю химии Кудрявцевой Ольге Юрьевне за качественное предоставление образовательных услуг.
# Коврина Л.К. 15.06.2016 14:54
Спасибо организаторам и ведущим Форума за полезный и содержательный материал, который можно использовать в работе. Согласна, что применение ЭО и ДОТ дает возможность более полно удовлетворить запросы обучающихся. Но, конечно, предполагает и решение ряда проблем. Заинтересовал материал Тимофеенковой Г.А. об опыте использования ЭО и ДОТ в их образовательной организации.
# Юрий Ковалев 15.06.2016 15:23
Коллеги, большое спасибо за интересный материал, представленный инновационной площадкой. Хочется отметить, что существуют проблемы сетевого взаимодействия не только организационные, но и технические. И это немаловажная проблема и достаточно трудно решаемая. Не в каждом образовательном округе есть специалист, который будет создавать территориальное сетевое сообщество педагогов. У вас, значит, такой специалист есть.
# Басалыга Галина Николаевна 15.06.2016 19:30
Добрый вечер, Юрий! Действительно, движущей силой в инновационном процессе внедрения ДОТ в практику работы ОУ, как в никаком другом, являются ИКТ-подкованные, мотивированные на развитие и прогрессивные технологии педагоги. Могу определенно констатировать: в нашем учебном заведении они есть, они-наши звездочки и наша гордость! Трудностей и проблем, безусловно, предостаточно, но "Дорогу осилит идущий"... Спасибо за отзыв.
# Филипченко Вячеслава Алексеевна, Тузова Наталья Александровн 15.06.2016 15:33
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Благодарим за интересные представленные материалы на форуме, которые позволяют сделать вывод о серьезной плодотворной работе педагогов Ярцевского района. Тема сетевого взаимодействия для нас также актуальна. В Рославльском образовательном пространстве есть положительный опыт организации ППП на основе сетевого взаимодействия ОУ. МБОУ "Средняя школа №1" и МБОУ "Средняя школа №5" являются муниципальными проблемными площадками по теме: Сетевое взаимодействие школ микросоциума по организации обучения по ИУП на уровне среднего общего образования. Ваш опыт дистанционного обучения поможет в реализации и наших целей. Хочется отметить опыт учителя истории Захарьиной Л.А.по использованию ДОТ в работе с одаренными с детьми. Надеемся на сотрудничество. С уважением, Вячеслава Алексеевна, Наталья Александровна
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 15:41
Спасибо, коллеги! Всегда рады сотрудничеству. Где можно познакомиться с опытом ваших муниципальных инновационных площадок по сетевому взаимодействию? Опыт сетевого взаимодействия по организации обучения по ИУП нам будет особенно интересен, т. к. мы уже несколько лет работаем по этой проблеме.
С уважением, Тимофеенкова Галина Алексеевна
# Надежда Ковалева 15.06.2016 15:45
Добрый день, коллеги!Сеть всегда является результатом проектного замысла. Формы организации образования, как сетевые структуры, являются одним из вариантов решения накопившихся проблем. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями.
# Захарьина Л.А. 15.06.2016 15:53
Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за оценку моей работы. Готова к сотрудничеству. С уважением, Лариса Анатольевна.
# Басалыга Галина Николаевна 15.06.2016 16:03
Добрый день, дорогие коллеги!
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Интенсивное использование ДОТ, Интернет-ресурсов способствует решению задач, которые направлены на повышение качества образования обучающихся:
- создание условий для продуктивного творчества, социального признания, самореализации педагогов;
- расширение межшкольного, межрайонного методического взаимодействия;
- развитие сетевой активности педагогов;
- содействие профессиональному общению педагогов;
- оказание методической помощи педагогам;
- пропаганда лучших образцов педагогического опыта;
- создание условий для профессионального роста педагогов, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.
Но хочется отметить и проблемы, которые существуют на сегодняшний день. Это, в первую очередь, пассивность самих педагогов. Проблемами, безусловно, являются также большая занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Нельзя не отметить и отсутствие мотивации некоторых педагогов в сетевом взаимодействии, отсутствие понимания эффективности использования Интернет-технологий для достижения новых образовательных результатов. Считаю, что данные проблемы актуальны для многих школ, работающих в инновационном режиме. Хотелось бы ознакомиться с опытом их решения в других ОУ.
# Ковалёва Ю.А. 15.06.2016 16:10
Большое спасибо организаторам и ведущим Форума за полезный и содержательный материал, за бесценный опыт работы по организации ЭО посредством ДОТ
и возможность поучаствовать в обсуждении столь важного вопроса.
Преимущества ЭО очевидны. Но, конечно же, есть и свои трудности…
Разработка курсов дистанционного обучения очень трудоемкое занятие. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия требует большого количества времени, сил, возможностей. В связи с этим возникает, с моей точки зрения, главная проблема - это квалифицированные, подготовленные кадры. Как вы справились с этой проблемой?
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 16:48
Спасибо за вопрос.
Трудности, конечно, существуют, и одна из них, как вы правильно отметили, это создание электронных приложений к курсам. Это конечно трудоемкая работа, но, во-первых, сделав ее один раз, результатом можно пользоваться на протяжении нескольких лет (только обновляя) и делиться с другими, таким образом, создается банк разработок. Во-вторых, я уже отмечала, что для размещения электронных ресурсов мы используем платформу Moodle. Главным ее преимуществом является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью. Также к ее достоинствам следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии. Кроме того, интерфейс системы очень простой и понятный, ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, сайтов и т.п. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Для работы в этой системе 18 педагогов нашей школы прошли курсы в ГАУ ДПО СОИРО по теме «Технологии проектирования и организации электронного обучения с использованием ДОТ». Кроме того, заключили договор с ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска о сотрудничестве. Неоднократно посещали центр с целью консультаций по вопросам проведения занятий и создания электронных ресурсов. Все наши педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Современные информационные технологии в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС», многие проходят дистанционное обучение по теме «Методы и технологии дистанционного обучения». ДОТ в образовательном процессе использует почти 50% педагогического коллектива, и постоянно делятся опытом своей работы.
C уважением, Тимофеенкова Галина Алексеевна
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 19:10
Хотелось добавить в дополнение к сказанному, что, как правило, значительная доля учебных ресурсов подбирается учителем из сети Интернет. Использование этих ресурсов позволяет наполнять курс электронным контентом - содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. В этом случае важно оценить их качество с точки зрения применимости в образовательных целях: надежность источника, отсутствия ошибок, отсутствие запрещенной информации, полноты, содержательности, технологической доступности и т.д. Кроме того учителя используя различные сервисы Web 2.0, сами создают интерактивные дидактические материалы, которые легко встраиваются в курс, а также, работая в сетевых сообществах, используют материалы, созданные другими. Использование готовых ресурсов значительно облегчает подготовку педагогу.
# Налетова ГН 15.06.2016 20:23
Есть ли у вас IТ-специалист или кто-либо сопровождающий чисто технические вопросы ЭО?
Существует ли в гимназии методическое сопровождение педагогов, внедряющих дистанционные образовательные технологии в педагогическую практику?
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 22:08
Спасибо за вопрос.
Функции технического сопровождения ЭО и реализации ДОТ на уровне образовательной организации и сетевого взаимодействия выполняет учитель информатики, который обладает высокой профессиональной компетентностью в вопросах информатизации.
На муниципальном уровне техническую поддержку сельским школам-участникам проекта организует специалист Ярцевского ресурсного районного центра.
В школе разработан и реализуется проект методического сопровождения педагогов по использованию ДОТ в образовательном процессе. Осуществляется повышение квалификации педагогов по вопросам организации электронного обучения с использованием ДОТ. Создана проблемная группа, которая разрабатывает методические рекомендации для педагогов, ведет мастер-классы по вопросам применения ДОТ. В течение учебного года работает постоянно действующий семинар-практикум «Основы работы в системе СДО Мoodle».
Создана открытая площадка для размещения методических материалов, общения, обмена опытом между всеми участниками проекта. Такая площадка существует в рамках системы дистанционного обучения Мoodle. С целью обобщения и распространения инновационного опыта применения ДОТ проводятся очные и заочные совещания, семинары, ведется сопровождение участия педагогов в различных мероприятиях, конкурсах.
Организовано участие в общероссийском проекте "Школа цифрового века", который направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности. В рамках проекта организовано обучение по использованию электронных учебников и в этом году будут представлены ЭФУ по различным предметам для использования в образовательном процессе.
С уважением, Галина Алексеевна
# Брайловская Ирина Николаевна 15.06.2016 16:44
Не секрет, что инновационные изменения в школе зачастую встречают сильное сопротивление со стороны учителей и без целенаправленного управленческого воздействия на весь педагогический коллектив обречены на провал.
Формальное управление, использование приказов, регламентаций, жесткое распределение обязанностей работников – такие действия естественны при управлении текущим функционированием школы, но их недостаточно при управлении инновационными процессами. Участие в инновациях, исследованиях, экспериментах – дело не только трудное, творческое, но и добровольное. Необходимо повышение мотивации педагогов к участию в этой деятельности. Зная индивидуальные особенности учителей, уровень профессиональных притязаний каждого, можно стимулировать их стремление к творческому росту, освоению новых профессиональных умений и действий.
В программе развития школы-гимназии главная роль отведена инновационным процессам, и эффективность реализации этой программы напрямую зависит от желания членов педагогического коллектива участвовать в решении поставленных задач. Грамотная и целенаправленная работа административной команды школы-гимназии позволяет мотивировать педагогический коллектив на слаженную и эффективную работу.
# ПетрушкинаТ.Л. 15.06.2016 18:13
Школа-гимназия всегда делится своим опытом с сельскими школами.Опыт владения дистанционными технологиями обучения очень ценен и необходим особенно для нас. Педагоги нашей школы согласны с мнением Брайловской И.Н. о том, что необходима подготовка учителей к работе в новой информационной среде и вовлечения большего числа педагогов в реализацию образовательных программ. Мы поддерживаем предложение о проведении практического семинара,на котором можно узнать еще больше об опыте педагогов,владеющих методикой ДО. Согласна также с проблемами сельской школы , которые обозначила Цыганкова И.В. Спасибо педагогам школы-гимназии за организацию работы форума!
# Горбачева Надежда Александровна 15.06.2016 19:48
Здравствуйте, коллеги! Преимущества ДОТ очевидны. Наша школа использует элементы ДОТ, но много трудностей. В марте с коллегами я побывала в гимназии, где познакомилась с опытом работы, который представила Галина Алексеевна. Работа в этом направлении в гимназии проделана огромная. Для нашей школы разработка курсов на базе платформы Moodle - это перспектива. С целью сетевого взаимодействия и использования ДОТ, можно предложить синхронизировать расписание по некоторым учебным предметам в школах. Например, в нашей школе, которая является ресурсной, есть оборудование по физике и химии, которого нет в районе. Поэтому, вполне возможно проведение уроков дистанционно для сельских школ, когда используется это оборудование. Подготовится к ОГЭ по физике (в этом году была практическая часть), по химии (в следующем году будет) в школах, где нет оборудования сложно. Решить этот вопрос на данный момент можно было таким образом.
# Торочкина ЕА 15.06.2016 21:19
Время не стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Бесспорно, широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании – это требование времени. Активное внедрение в учебный процесс современных информационных и дистанционных технологий обучения с "эффектом присутствия" учителя позволяет решить несколько проблем, в том числе связанных с недостатком кадров на селе. Сохранение сельских школ важно для нашего будущего и будущего нашей страны. Поддерживая их, мы действуем в интересах детей, родителей, общественности.
Но применение дистанционных образовательных технологий определяет в первую очередь наличие учителей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. У преподавателей средних общеобразовательных школ недостаточно сформирована готовность к использованию дистанционных образовательных технологий в своей педагогической деятельности. И это, несмотря на то, что большинство из них активно используют ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Коллеги, большое спасибо за ваш опыт и за то, что вы готовы им делиться!
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 15.06.2016 23:45
Елена Александровна, спасибо за участие в Форуме. Вы были в прошлом году у нас на семинаре и мы знаем, что Рославль активно работает над проблемой использования ИКТ. Хочется отметить, что те педагоги, которые активно используют ИКТ в образовательной деятельности, смогут реализовать и электронное обучение, а также использовать ДОТ, важно их мотивировать на эту деятельность, ну и, конечно стимулировать.
При правильной мотивации педагоги достаточно быстро смогут подготовиться к использованию ДОТ.
ГАУ ДПО СОИРО предлагает целевые курсы по теме «Технологии проектирования и организации электронного обучения с использованием ДОТ», также дистанционно можно пройти курсы на образовательном портале "Мой университет"http://moi-universitet.ru/do/directions/list,
в центре дистанционного образования "Эйдос"http://www.eidos.ru/, в ИДПК do-zaochnoe.ru/mod/resource/view.php?id=626, в ТГПУ fpk.tspu.ru/. Я назвала только те курсы, которые проходили наши педагоги.
С уважением, Тимофеенкова Галина Алексеевна
# Захаров Сергей 16.06.2016 06:37
Уважаемые коллеги! В Положении о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (на основе порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти) есть ссылка на приказ Министерства образования и науки российской Федерации № 137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Он утратил свою силу в связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
# Тимофеенкова Галина Алексеевна 16.06.2016 07:47
Спасибо, Сергей Петрович!На сайте у нас старая версия, исправляем.
# Ирина Леонидовна 16.06.2016 16:21
Добрый день! К дистанционным образовательным технологиям можно относиться полярно: кто-то считает их применение едва ли не панацеей от всех сложностей образования, другие уверены, что массовое их применение лишит образовательный процесс человеческого общения, возможности социализации. Хочется выразить благодарность педагогам школы-гимназии за то, что развеивают эти мифы. В течение 3 лет коллектив гимназии распространяет опыт своей работы в этом направлении. Учителя других школ Ярцевского района, заинтересовавшись ДОТ, создают свои курсы с применением данной технологий. Они искренне благодарны Г.А. Тимофеенковой, Д.С. Петрову, Е.В. Слащилиной и другим педагогам за помощь, консультацию и вдохновение!
# МБОУ СШ № 9 г.Ярцево 17.06.2016 11:58
Уважаемые коллеги! Огромное спасибо за предоставленные материалы и возможность обсуждения проблем и перспектив внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сетевом взаимодействии. Благодарим за предоставленный опыт работы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем творческих удач и продуктивной, эффективной, инновационной деятельности.
# МБОУ Суетовская СШ 17.06.2016 18:47
Добрый день, уважаемые коллеги!
Спасибо, за предоставленный материал по сетевому взаимодействию.Ведь сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.Надеемся на сотрудничество.
# МБОУ Капыревщинская СШ 21.06.2016 13:36
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наша сельская школа уже второй год успешно взаимодействует с МБОУ "Школой-гимназией" в подготовке обучающихся к ЕГЭ по отдельным предметам с использованием ДОТ в рамках муниципальной инновационной площадки "Сетевое взаимодействие школ при организации обучения учащихся с использованием ДОТ". Данный опыт работы приносит положительные результаты. Хочется сказать огромное спасибо педагогам школы-гимназии за плодотворную работу и консультации при обучении педагогов нашей школы дистанционным образовательным технологиям. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
# Охлюева Евгения Васильевна и Макарова Анна Владимировна 23.06.2016 09:31
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы, как участники, семинара "Основы работы в системе СДО Moodle", хотим выразить благодарность организаторам за предоставленные материалы по данной теме. Так как у нас появилась возможность применить ДОТ на базе своей школы для дистанционного обучения сельских школ нашего округа (округ № 3)

Обсуждение этой темы уже закрыто