Форум «Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе дистанционных образовательных технологий: опыт, проблемы, перспективы», 15 июня 2016 г.
Цель Форума: обсудить проблемы и перспективы внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сетевом взаимодействии, представить опыт работы по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Ярцевского района, опыт инновационной деятельности педагогов, активно внедряющих дистанционные образовательные технологии в педагогическую практику.
Ведущие Форума:
Захаров Сергей Петрович, проректор по развитию региональной системы образования ГАУ ДПО СОИРО, кандидат экономических наук, научный руководитель инновационной площадки.
Соловьева Наталья Николаевна, председатель Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Лонгинова Марина Петровна, заместитель председателя Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Брайловская Ирина Николаевна, ведущий специалист-руководитель методического кабинета Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Басалыга Галина Николаевна, директор МБОУ «Школа-гимназия», руководитель творческой группы инновационной площадки.
Цыганкова Ирина Вячеславовна, директор МБОУ Захолынской ОШ.
Сазоненкова Светлана Викторовна, руководитель Ярцевского районного ресурсного центра.
Тимофеенкова Галина Алексеевна, заместитель директора МБОУ «Школа-гимназия».
Петров Дмитрий Сергеевич, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Школа-гимназия».
Слащинина Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Школа-гимназия».
Захарьина Лариса Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа-гимназия».
Кашапова Любовь Георгиевна, учитель английского языка МБОУ «Школа-гимназия».
Володина Наталья Анатольевна, учитель английского языка МБОУ «Школа-гимназия».
Предлагаем Вам для обсуждения следующие вопросы:
1. Какие модели сетевого взаимодействия в системе образования актуальны на современном этапе развития системы образования?
2. Какие, на Ваш взгляд, условия должны быть соблюдены при организации эффективного сетевого взаимодействии в системе образования?
3. Какие варианты сетевого взаимодействия реализуются в Вашем муниципалитете или учреждении? В чем их преимущества?
4. Какова роль сетевого взаимодействия в создании инновационного образовательного пространства школы?
5. Каковы, на ваш взгляд, возможности и преимущества использования дистанционных технологий для всех участников образовательных отношений?
6. Какие трудности Вы испытываете в организации сетевого взаимодействия?
7. На Ваш взгляд, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – административно внедряемый механизм, новое модное веяние или все-таки необходимость и закономерность?
8. Какие инструменты поддержки сетевого взаимодействия и использования ДОТ используются на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций?
9. Как мотивировать педагогических и руководящих работников к участию в сетевом взаимодействии?
10. Насколько приемлем для Вас предложенный опыт? Насколько представленный материал оказался для Вас полезным?
Материалы для ознакомления и обсуждения:
- С.П. Захаров. Нормативно – правовые аспекты использования дистанционных образовательных технологий в сетевом взаимодействии ОО (pdf).
- М.П. Лонгинова. Управление сетевым взаимодействием образовательных организаций на основе дистанционных образовательных технологий на муниципальном уровне (pdf).
- И.Н. Брайловская. Опыт построения модели сетевого взаимодействия в муниципальном образовании «Ярцевский район» (pdf).
- Г.Н. Басалыга. Презентация школы как ресурсного центра (pdf).
- Д.С. Петров. Построение единой информационно-образовательной среды школы (pdf).
- Г.А. Тимофеенкова. Организационные модели реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальной сети (pdf).
- Г.А. Тимофеенкова. Формирование метапредметных образовательных результатов средствами дистанционных образовательных технологий. http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=102094
- И.В. Цыганкова. Сетевое взаимодействие как ресурс развития сельской школы (pdf).
- Л.Г. Кашапова. Дистанционные образовательные технологии в работе учителя иностранного языка (pdf).
- Л.Г. Кашапова. Презентация электронного приложения в СДО Moodle к урокам английского языка (pdf).
- Н.А. Володина. Проектирование урока на основе использования дистанционных образовательных технологий (из опыта работы) (pdf).
- Л.А. Захарьина. Использование дистанционных образовательных технологий в работе с одаренными детьми в рамках индивидуальных образовательных маршрутов (из опыта работы).
- Л.А. Захарьина. Интернет-ресурсы на уроках истории в старших классах как средство развития ключевых компетенций школьников http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=102355
- Е.В. Слащинина. Использование дистанционных образовательных технологий во внеурочной деятельности школьников (из опыта работы) (pdf).
- С.В. Сазоненкова. Роль районного ресурсного центра ГАУ ДПО СОИРО в повышении квалификации педагогических работников в области ИКТ-компетентности и организации деятельности педагогов по созданию сетевых образовательных проектов.
В помощь учителю, работающему с ДОТ
Уважаемые коллеги!
Сегодня на форуме мы обсуждаем сетевое взаимодействие образовательных организаций в условиях открытого образовательного пространства, которое строится на основе использования дистанционных образовательных технологий.
1. Если у вас возник вопрос к автору какой-либо статьи, задайте его внизу страницы, в форме добавления комментариев. В тексте вопроса укажите, кому он адресован, н-р: "Вопрос Басалыге Г.Н.".
2. При общении в виртуальном пространстве большего доверия вызывают реальные люди. Поэтому, при формулировке вопроса лучше всего укажите свои настоящие имя, фамилию и электронный адрес, так другие участники будут знать, с кем общаются, а администрация сайта сможет выслать Вам электронный сертификат.
3. Мы приветствуем поддержание дискуссии, обмен опытом, предоставление интересной информации, своего опыта работы в данном направлении.
Комментарии
Сергей Петрович, в финальном слайде презентации даны два принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь». По сути, речь о самообразовании – деле добровольном для каждого индивида. Не кажется ли Вам, что массовое внедрение ДОТ и электронного обучения на фоне обязательной классно-урочной системы лишь отяготит жизнь школьника и педагога?
ДОТ и электронное обучение не являются обязательными. Формы получения образования и формы обучения для несовершеннолетних лиц определяют родители (законные представители). Электронное обучение является одним из альтернативных путей получения образования. Если у обучающего отсутствует потребность в использовании ДОТ и электронного обучения, то традиционный урок ничем не будет заменен. По моему мнению в случае отсутствия учителя-предметника в школе (эта проблема актуальна для многих сельских школ), обучении ребенка по состоянию здоровья на дому, потребности в дополнительных занятиях с талантливыми и одаренными детьми ДОТ и электронное обучение - реальная возможность получить качественное образование.
С уважением, Басалыга Галина Николаевна, директор МБОУ "Школа-гимназия"
Замечательное событие начинается сегодня – профессиональное общение в рамках Форума «Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе дистанционных образовательных технологий: опыт, проблемы, перспективы».
Наша система образования постоянно развивается, её отличают масштабные нововведения. Вызов времени – введение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Вашему вниманию предложено описание этапов деятельности Комитета по образованию и молодежной политике, административной команды и педагогического коллектива МБОУ «Школа-гимназия» по освоению и внедрению новшества в практику работы, представлена модель сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью создания условий для дистанционной поддержки обучающихся на муниципальном уровне.
Коллеги, приглашаем Вас к активному обсуждению предложенной тематики и обмену опытом работы!
• освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий;
• освоение педагогами практики использования различных дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных ресурсов;
• освоение педагогами применения метода проектов, основанного на информационных и интернет-технологиях;
• освоение педагогами применения социальных сервисов сети Интернет в образовательной деятельности;
• освоение педагогами приемов работы с интерактивным сайтом, оболочкой для проведения обучения с использованием ДОТ, дистанционных форм организации учебного процесса – интерактивных сайтов, форумов, чатов, электронной почты, телеконференции, вебинаров;
• внедрение в практику педагогов-предметников новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса общеучебных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе;
• освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения и др.
Ирина Николаевна, в шестом слайде пишите -
«…а в большинстве случаев и невозможно организовать обучение по всему спектру предметов общего образования в удаленных населенных пунктах. »
Получается в школах, по отдельным предметам уроки ведутся только дистанционно педагогами других школ? Как «финансово оформляются» такие решения ?
Если говорить о финансово-экономических механизмах, которые обеспечивают реализацию такой модели, нужно отметить, что в нашей модели сетевой педагог тарифицируется как совместитель в той школе, где он ведет обучение в дистанционной форме. Педагогу-тьютору, который сопровождает обучение детей в этой школе, производится доплата из фонда стимулирующих выплат.
Присоединяюсь к приветствию! Надеюсь, что наше общение принесет взаимную помощь.
Будем рады ответить на вопросы коллег.
К вопросу об осложнении жизни при внедрении электронного обучения в классно-урочную систему.
Не секрет, что после школьного обучения учащиеся, как правило, плохо подготовлены к реальной жизни. Есть разрыв между программой и тем, что необходимо ребенку знать, это показывает, н-р, ОГЭ 9 класса, который содержит вопросы, не освещенные в учебнике.
Когда школьник их должен усвоить? Получается вне урока. И реальным выходом может быть дифференцированный подход, который можно использовать, применяя дистанционно электронные ресурсы. Кроме того, ФГОС ставит задачу научить ребенка учиться самостоятельно. А это можно освоить только на практике, дав ученику возможность приобретать знания, в том числе дополнительные, востребованность которых он ощущает, и здесь большие возможности предоставляет как раз электронное обучение. И еще, если школа хочет быть востребованной, конкурентоспособной, то должна искать эффективные формы работы, выходить за рамки классно-урочной системы.
Слащининой Е.В.
Елена Владимировна, интересный инструмент в Вашей работе нашел - облако слов.Мне кажется он хорошо визуализирует информацию по любой заданной теме,закрепляя информацию в графическом образе. Порекомендуйте, пожалуйста, что почитать по этому "инструменту".
Спасибо коллеги, много интересного материала!
"Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой
университет". Создаем облако слов.
moi-rang.ru/oblako/modul_2..pdf
Мастерская Марины Курвитс. 4 сервиса для создания облака слов и 18 способов их использования в учебной работе
www.marinakurvits.com/2011/05/51.html
Творческих успехов и удачи в работе!
Заинтересовал материал С.В. Сазоненковой "Роль районного ресурсного центра....", в котором она рассказывает, что удалось
"Создать и апробировать учебные курсы на основе дистанционных
образовательных технологий удалось лишь 3 педагогам..."
Хотелось бы подробнее узнать о подготовке, проведении...и т.д.
Спасибо!
Светлана Викторовна в своем выступлении говорила о самом начале нашей работы, когда мы только приступили к разработке сетевых курсов для предпрофильной подготовки. Она вела творческую группу по подготовке этих курсов на Google Site.
Было реализовано и апробировано три таких курса. В результате мы пришли к выводу, что эффективнее использовать для сетевого взаимодействия СДО Moodle, т.к. она обеспечивает большое количество возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в удаленном доступе, предлагает более разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля. Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы достаточно простой и понятный, ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, сайтов и т.п. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Moodle позволяет организовать взаимодействие в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Обладает широкими возможностями для коммуникации, поддерживает обмен файлами любых форматов. Педагоги нашей школы разрабатывают электронные приложения к курсам в этой системе. И в этом году мы организовали постоянно действующий семинар для учителей школ города и района по работе в СДО Moodle, заключили договора с педагогами, которые готовят электронные курсы предпрофильной подготовки для сетевого взаимодействия и размещают их на нашей платформе.
C уважением, Галина Алексеевна.
Спасибо, за возможность ознакомиться с опытом работы по сетевому взаимодействию и предоставленные материалы.
Хочу познакомить со своим опытом работы использования социальных сетей для организации педагогического взаимодействия
pedmir.ru/viewdoc.php?id=65075
С уважением, Сергей Ермоловский, учитель математики лицея им Кирилла и Мефодия
С уважением, Галина Алексеевна.
Кроме того, школа работает как районный ресурсный центр «Единое информационно-образовательное пространство как условие эффективной деятельности образовательного учреждения»
resurspechersk.jimdo.com, на сайте ресурсного центра педагоги района имеют возможность публиковать свои материалы, обмениваться мнениями
С уважением, Галина Алексеевна.
С уважением,
учитель английского языка.
С уважением, Галина Алексеевна.
С уважением, Диана Альбертовна, учитель географии средней школы №6 г.Ярцева.
Благодарим за интересные представленные материалы на форуме, которые позволяют сделать вывод о серьезной плодотворной работе педагогов Ярцевского района. Тема сетевого взаимодействия для нас также актуальна. В Рославльском образовательном пространстве есть положительный опыт организации ППП на основе сетевого взаимодействия ОУ. МБОУ "Средняя школа №1" и МБОУ "Средняя школа №5" являются муниципальными проблемными площадками по теме: Сетевое взаимодействие школ микросоциума по организации обучения по ИУП на уровне среднего общего образования. Ваш опыт дистанционного обучения поможет в реализации и наших целей. Хочется отметить опыт учителя истории Захарьиной Л.А.по использованию ДОТ в работе с одаренными с детьми. Надеемся на сотрудничество. С уважением, Вячеслава Алексеевна, Наталья Александровна
С уважением, Тимофеенкова Галина Алексеевна
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Интенсивное использование ДОТ, Интернет-ресурсов способствует решению задач, которые направлены на повышение качества образования обучающихся:
- создание условий для продуктивного творчества, социального признания, самореализации педагогов;
- расширение межшкольного, межрайонного методического взаимодействия;
- развитие сетевой активности педагогов;
- содействие профессиональному общению педагогов;
- оказание методической помощи педагогам;
- пропаганда лучших образцов педагогического опыта;
- создание условий для профессионального роста педагогов, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.
Но хочется отметить и проблемы, которые существуют на сегодняшний день. Это, в первую очередь, пассивность самих педагогов. Проблемами, безусловно, являются также большая занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Нельзя не отметить и отсутствие мотивации некоторых педагогов в сетевом взаимодействии, отсутствие понимания эффективности использования Интернет-технологий для достижения новых образовательных результатов. Считаю, что данные проблемы актуальны для многих школ, работающих в инновационном режиме. Хотелось бы ознакомиться с опытом их решения в других ОУ.
и возможность поучаствовать в обсуждении столь важного вопроса.
Преимущества ЭО очевидны. Но, конечно же, есть и свои трудности…
Разработка курсов дистанционного обучения очень трудоемкое занятие. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия требует большого количества времени, сил, возможностей. В связи с этим возникает, с моей точки зрения, главная проблема - это квалифицированные, подготовленные кадры. Как вы справились с этой проблемой?
Трудности, конечно, существуют, и одна из них, как вы правильно отметили, это создание электронных приложений к курсам. Это конечно трудоемкая работа, но, во-первых, сделав ее один раз, результатом можно пользоваться на протяжении нескольких лет (только обновляя) и делиться с другими, таким образом, создается банк разработок. Во-вторых, я уже отмечала, что для размещения электронных ресурсов мы используем платформу Moodle. Главным ее преимуществом является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью. Также к ее достоинствам следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии. Кроме того, интерфейс системы очень простой и понятный, ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, сайтов и т.п. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Для работы в этой системе 18 педагогов нашей школы прошли курсы в ГАУ ДПО СОИРО по теме «Технологии проектирования и организации электронного обучения с использованием ДОТ». Кроме того, заключили договор с ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска о сотрудничестве. Неоднократно посещали центр с целью консультаций по вопросам проведения занятий и создания электронных ресурсов. Все наши педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Современные информационные технологии в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС», многие проходят дистанционное обучение по теме «Методы и технологии дистанционного обучения». ДОТ в образовательном процессе использует почти 50% педагогического коллектива, и постоянно делятся опытом своей работы.
C уважением, Тимофеенкова Галина Алексеевна
Существует ли в гимназии методическое сопровождение педагогов, внедряющих дистанционные образовательные технологии в педагогическую практику?
Функции технического сопровождения ЭО и реализации ДОТ на уровне образовательной организации и сетевого взаимодействия выполняет учитель информатики, который обладает высокой профессиональной компетентностью в вопросах информатизации.
На муниципальном уровне техническую поддержку сельским школам-участникам проекта организует специалист Ярцевского ресурсного районного центра.
В школе разработан и реализуется проект методического сопровождения педагогов по использованию ДОТ в образовательном процессе. Осуществляется повышение квалификации педагогов по вопросам организации электронного обучения с использованием ДОТ. Создана проблемная группа, которая разрабатывает методические рекомендации для педагогов, ведет мастер-классы по вопросам применения ДОТ. В течение учебного года работает постоянно действующий семинар-практикум «Основы работы в системе СДО Мoodle».
Создана открытая площадка для размещения методических материалов, общения, обмена опытом между всеми участниками проекта. Такая площадка существует в рамках системы дистанционного обучения Мoodle. С целью обобщения и распространения инновационного опыта применения ДОТ проводятся очные и заочные совещания, семинары, ведется сопровождение участия педагогов в различных мероприятиях, конкурсах.
Организовано участие в общероссийском проекте "Школа цифрового века", который направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности. В рамках проекта организовано обучение по использованию электронных учебников и в этом году будут представлены ЭФУ по различным предметам для использования в образовательном процессе.
С уважением, Галина Алексеевна
Формальное управление, использование приказов, регламентаций, жесткое распределение обязанностей работников – такие действия естественны при управлении текущим функционированием школы, но их недостаточно при управлении инновационными процессами. Участие в инновациях, исследованиях, экспериментах – дело не только трудное, творческое, но и добровольное. Необходимо повышение мотивации педагогов к участию в этой деятельности. Зная индивидуальные особенности учителей, уровень профессиональных притязаний каждого, можно стимулировать их стремление к творческому росту, освоению новых профессиональных умений и действий.
В программе развития школы-гимназии главная роль отведена инновационным процессам, и эффективность реализации этой программы напрямую зависит от желания членов педагогического коллектива участвовать в решении поставленных задач. Грамотная и целенаправленная работа административной команды школы-гимназии позволяет мотивировать педагогический коллектив на слаженную и эффективную работу.
Но применение дистанционных образовательных технологий определяет в первую очередь наличие учителей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. У преподавателей средних общеобразовательных школ недостаточно сформирована готовность к использованию дистанционных образовательных технологий в своей педагогической деятельности. И это, несмотря на то, что большинство из них активно используют ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Коллеги, большое спасибо за ваш опыт и за то, что вы готовы им делиться!
При правильной мотивации педагоги достаточно быстро смогут подготовиться к использованию ДОТ.
ГАУ ДПО СОИРО предлагает целевые курсы по теме «Технологии проектирования и организации электронного обучения с использованием ДОТ», также дистанционно можно пройти курсы на образовательном портале "Мой университет"http://moi-universitet.ru/do/directions/list,
в центре дистанционного образования "Эйдос"http://www.eidos.ru/, в ИДПК do-zaochnoe.ru/mod/resource/view.php?id=626, в ТГПУ fpk.tspu.ru/. Я назвала только те курсы, которые проходили наши педагоги.
С уважением, Тимофеенкова Галина Алексеевна
Спасибо, за предоставленный материал по сетевому взаимодействию.Ведь сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.Надеемся на сотрудничество.
Наша сельская школа уже второй год успешно взаимодействует с МБОУ "Школой-гимназией" в подготовке обучающихся к ЕГЭ по отдельным предметам с использованием ДОТ в рамках муниципальной инновационной площадки "Сетевое взаимодействие школ при организации обучения учащихся с использованием ДОТ". Данный опыт работы приносит положительные результаты. Хочется сказать огромное спасибо педагогам школы-гимназии за плодотворную работу и консультации при обучении педагогов нашей школы дистанционным образовательным технологиям. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Мы, как участники, семинара "Основы работы в системе СДО Moodle", хотим выразить благодарность организаторам за предоставленные материалы по данной теме. Так как у нас появилась возможность применить ДОТ на базе своей школы для дистанционного обучения сельских школ нашего округа (округ № 3)