ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБОУ "Школа-гимназия"
г.Ярцево Смоленской области
215800 Смоленская область, г. Ярцево, ул. К.Маркса, д. 4а
8(48143) 7-10-84
penaty@mail.ru

МБОУ "Школа-гимназия"

г.Ярцево Смоленской области
МЕНЮ

 

Страничка педагога-психолога

pedagog psihologФилатова Татьяна Ивановна
Стаж в должности педагога-психолога более 20 лет. В МБОУ «Школа-гимназия» работаю с 2009 года. Работа в школе нашего небольшого городка дает хорошую возможность способствовать социализации выпускников, которые потом приводят своих детей учиться, видеть, как проблемы и трудности становления личности учащегося отражаются на профессиональном становлении, на создании семьи, на воспитании собственных детей. Моя любимая народная мудрость - «Утро вечера мудренее», любимый афоризм – «Если ты мало умеешь, нечего многого хотеть» (Аристотель).

* Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

* Наказание ребенка за проступок должно совершаться по принципу «здесь и сейчас», не следует переносить наказание на потом. Понятие времени у детей не совсем, такое как у нас, взрослых, поэтому ребенок вряд ли сможет соотнести наказание со своим поступком, очень удивится, не поняв, за что его наказали, затаит обиду.

* Если вы сказали ребенку «нет» - не стоит идти на компромиссы, реагировать на уговоры, договариваться с ребенком, отменяя свое решение. Так мы попросту растим манипуляторов. Поэтому опять-таки – думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.

* Если вы пообещали ребенку какой-то подарок, не наказывайте его, откладывая выполнение своего обещания. Во-первых, поступая, таким образом, вы демонстрируете собой некоего небожителя: хочу – казню, хочу – милую. Ребенок способен в полной мере оценить все преимущества такой роли и очень скоро примерить её на себя, поступая с вами так же – обещая и отказываясь выполнять. Во-вторых, вы просто потеряете доверие ребенка, а значит, и общий язык.

* Если ребенок в школе получил плохую отметку, ругать его, а бить, тем более, - совершенно не конструктивно. Так вы только научите его хитрить и изворачиваться. Лучшим вариантом будет попытаться выяснить, почему ребенок получил двойку и вместе с ним найти из сложившейся ситуации правильный выход. В первую очередь вам самим нужно понять, что учится ребенок для себя, а вовсе не для вас. Это нужно ему, а не папе и маме, бабушке или дедушке. Важно чтобы это понимал ребенок.

* Нельзя проявлять постоянный внешний контроль – это вредно для ребенка. Так вы вырастите несамостоятельную, безответственную, зависимую личность, легко поддающуюся чужому мнению, не способную принимать какие-либо серьезные решения (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).

Помните, что нельзя за ребенка жить, он сам должен прожить свою жизнь. Наша задача – направить его в нужном направлении, передать базовые ценности, и не забыть вовремя уйти в сторонку, научив жить без нас.

Общие рекомендации родителям, находящимся в ситуации развода

1. Никогда не выясняйте отношений при ребёнке.

Это очень сложно, но необходимо. Как только атмосфера начинает накаляться, представьте себе тот ужас, который сейчас испытывает ребёнок, если вы закричите. Усилием воли возьмите себя в руки и уйдите в другую комнату в ванную - куда угодно, и пожалейте про себя малыша, которому вы, конечно же, хотите добра.

2. В разговорах с ребёнком никогда не обвиняйте ни в чём своего мужа (жену)

Наоборот, всячески содействуйте общению ребёнка с отцом или матерью, если
они больше с вами не живут. У ребёнка должен быть записан телефон и адрес
отсутствующего родителя, он всегда должен знать, что может обратиться к нему за помощью.

3. Если ушедшему из семьи родителю в новой жизни ребенок не важен, всё равно не рассказывайте малышу о нём гадости.

Ребёнок вырастет и сам разберется, что к чему. А пока постарайтесь уделять общению с ребёнком больше времени.

4.  Помните, что развод всегда оставляет след в психике ребёнка.

Даже если ребёнок не говорит о том, что его что-то беспокоит, это совсем не значит ,что с ним всё в порядке . Если ребёнок замкнулся в себе и вы видите,что напряжение накапливается внутри него, то необходимо проконсультироваться у психолога.

5.  Не нужно заставлять ребёнка любить отчима или мачеху. Всему своё время.

Тем более нельзя рассчитывать, что ваш новый супруг сможет заменить ребёнку родного отца, особенно если то не теряет контакта с ребёнком и готов помогать ему. Пусть отчим станет для ребёнка просто хорошим другом.

Правила для родителей

Убедите ребенка в любви обоих родителей. Для этого мама и папе надо поговорить с ним (по возможности сразу же) и постараться четко определить частоту и время встреч с ушедшим родителем.

Не скрывайте своих чувств, но не травмируйте ребенка постоянными слезами и причитаниями. Будьте искренни с ребенком, но не перекладывайте на него ваш эмоциональный груз, требуя сочувствия и поддержки. Наоборот продемонстрируйте свою стойкость и оптимизм.

Договоритесь с родственниками бывшего мужа (жены) о продолжении их контактов с ребенком.

Проводите больше времени с ребенком, сходите в театр, съездите с ним парк в гости, поощряйте его встречи со сверстниками, игры с ребятами во дворе, чтобы он постоянно находился в привычном кругу общения. Ему просто необходимо как можно больше положительных эмоций.

Излишне не опекайте ребенка, но будьте к нему внимательны.

Постарайтесь сохранить с бывшим супругом(ой) хорошие отношения, чтобы вы могли всегда договориться с ним по каким-то вопросам, связанным с воспитанием ребенка.

Если у бывшего супруга(и) появилась новая семья, установите с ней деловые отношения с той целью, чтобы вы могли спокойно отпускать ребенка в новую семью его отца.

Не говорите о бывшем муже (жене) плохо. Иначе вы нанесете вред малышу, который воспринимает себя частью вас обоих.

Найдите себе новые занятия. Хорошо, если вы сможете вовлечь в них и ребенка.

Доставляйте себе и малышу маленькие радости. Время постепенно залечит душевные раны, и вы обретете спокойствие и счастье.

Советы отцу

1. Планируйте встречи с ребенком заранее и готовьтесь к ним. Проявляйте искреннюю заинтересованность к его делам и чувствам.

2. Для ребёнка очень важна предсказуемость ваших встреч. Не обманывайте его ожиданий.

3. Постарайтесь не превращаться в доброго волшебника, исполняющего все прихоти ребенка по первому требованию.

4. При появлении у вас новой семьи не демонстрируйте перед ребенком нежные отношения к своей новой супруге.

Советы матери

1. Относитесь с пониманием к тому, что ваш новый муж питает к вам сильные чувства, чем к вашему ребёнку. Любви нельзя требовать. Ведь его любовь к вам возникла не по вашему настоянию, а сама собой. Если он полюбит вашего ребёнка, то это произойдет точно так же.

2. Избегайте сравнения отчима с родным отцом. Пусть вам кажется, что ваши сравнения убедительно свидетельствуют в пользу нового папы, однако у ребенка своя система отсчета, и вы можете добиться противоположного результата.

3. Всем своим поведением дайте ребенку понять, что появление в вашей семье нового человека никак не умаляет вашей материнской любви.

4. Если между ребенком и отчим происходят ссоры, старайтесь не принимать чью-либо сторону. Ведь каждая из них по-своему права и не права. Хоть это и нелегко, возьмите на себя роль мирового судьи. Мирового – в смысле примиряющего.

5. Побуждайте мужа больше времени уделять тем занятиям, в которых вы могли бы участвовать всей семьей. Отношения налаживаются не в процессе их выяснения, а входе деятельного общения, интересного всем.

6. Создание новой семьи не должно помешать встречам ребенка с родным отцом.

7. По крупицам создавайте семейные традиции и ритуалы. Их объединяющая сила несравнима ни с чем.

8. Будьте счастливы!

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторений слов “нет” и “нельзя”.
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку.

  • Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
  • Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и   недисциплинированность не является умышленными;
  • Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
  • Не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
  • Реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.п.);
  • Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок;
  • Выслушивайте то, что ребёнок хочет сказать;
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического климата в семье:

  • Уделяйте ребёнку достаточно внимания;
  • Проводите досуг всей семьёй;
  • Не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий.

  • Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
  • Чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
  • Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • Избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Коррекция негативных форм поведения:

  • Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  • Регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

5. Регулирование ожиданий.

  • Помните, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы;
  • Улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции. Но и от спокойного и последовательного отношения;
  • Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте;
  • Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может;
  • Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшит.

Необходимо помнить, что родительская власть требует мудрого применения. Если родитель не знает границ своей власти над ребёнком это приводит к плачевным последствиям:

  • Сопротивление, восстание, негативизм.
  • Злоба, гнев, враждебность.
  • Агрессивность, ответное нападение.
  • Ложь, сокрытие истинных чувств.
  • Обвинение других, ябедничество, наушничество.
  • Доминирование, властность по отношению к младшим, слабым.
  • Потребность выигрывать, побеждать, ненависть к поражению.
  • Формирование союзов и объединений против родителей.
  • Подчинение, угодливость.
  • «Полированное яблоко», эффект «мокрого мыла», «пай-  мальчик», а что внутри – неизвестно.
  • Конформизм, отсутствие критичности.
  • Страх совершить что-то новое, боязнь риска.
  • Уход в мечтание, фантазирование, регрессия.
  • Одинокая игра, часто с воображаемыми партнёрами, развал социальных отношений, боится всех взрослых.
  • Переедание, алкоголь, наркотики, депрессия.

Когда идти отвечать
Итак, вы пришли на экзамен. Когда зайти в аудиторию - решайте сами. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения...

Общие закономерности ответа на экзамене
Сколько и как говорить? ... Если экзаменатор почувствует, что вы сознательно пытаетесь его запутать, то оценка ответа, безусловно, будет ниже ваших фактических знаний

Законы экзамена
Закон контраста... среди множества факторов, влияющих на оценку экзаменатором вашего ответа, значительное место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего...

Начало ответа
К сожалению, сейчас проблеме вступления уделяется очень мало внимания. А ведь начало ответа можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом!

Несколько нестандартных способов начала ответа
Если у вас нет возможности пошутить, если вы ничего или почти ничего не знаете о своем экзаменаторе, если метод риторических вопросов совсем не подходит к теме вашего билета - используйте этот метод...

Сколько и как говорить?
Цицерон утверждал, что "величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно"...

Как лучше говорить?
Тактика ответа на экзамене - дело сугубо индивидуальное. Мы выделили несколько типов ответов и постарались показать, в какой ситуации они имеют преимущество перед другими.

Тактические "мелочи"
Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и "мелочи", которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками.

Спорить или не спорить?
Практически никогда экзамен не обходится без дополнительных вопросов и уточняющих замечаний экзаменатора. Для многих сдающих они представляют серьезную опасность

Замечания на экзамене
Для того, чтобы правильно реагировать на замечания экзаменатора, необходимо заранее знать, с какими видами замечаний вы можете столкнуться.

Когда и как отвечать на дополнительные вопросы?
Если вы ходите вокруг да около основного вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо, например: "Так когда же была основана Москва?"...Заметим лишь, что вместо "не знаю" лучше сказать "не помню".

Последний штрих
Ответ почти закончен, но именно на этом этапе на сцену выходит такая важнейшая вещь, как правильное завершение ответа...

Основные направления развития психологической службы рассматриваются  с учетом специфики образовательного процесса в данной школе. К особенностям школьного обучения, определяющим специфику психологической работы в учреждении, можно отнести:

  • повышенный уровень преподавания учебных предметов;
  • расширенный учебный план;
  • ориентированность на поступление выпускников в сильнейшие вузы;
  • высокий профессиональный уровень педагогов;
  • высокий уровень требований к ученику;
  • уровень загруженности учащихся;
  • мотивированность родителей (выраженный запрос на уровень обучения);
  • социальная среда школы, формирующаяся ее традициями, педколлективом, родительскими запросами, социальным уровнем семей и т.п.;
  • традиционная активная внеурочная деятельность в стенах школы.

В целом процесс обучения ориентирован на высокие показатели усвоения знаний. Основной сферой деятельности психологов в такой среде является процесс социально-психологической адаптации учащихся к внешней, социальной ситуации развития, то есть работа по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребенка в конкретной гимназической среде. Поэтому основной целью деятельности психологической службы можно считать психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными запросами, проблемами, целями и задачами, ориентированное на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения.

На основании этого в  задачи психологической службы включаются:

  • получение информации о ребенке (диагностика его мотивов, целей, ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей и способностей, семейной ситуации, развития и т.д.);
  • наблюдение за динамикой развития ребенка (мониторинг и исследовательская работа);
  • оптимизирующее воздействие на индивидуальную траекторию развития через обучение психологическим знаниям и индивидуальную консультативную работу с учеником;
  • психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетентности педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного ученика с конкретным учителем и родителем;
  • осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития;
  • приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Основными видами деятельности психологической службы являются:

1. Школьная  психодиагностика.

Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения.

Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета выпускника (описания его статуса);определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием; выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися.

Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося. Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознания детей. Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на учащегося с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося.

3. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

а) консультирование и просвещение учащихся
Психологическое просвещение учащихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования учащимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование  гимназистов может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психологов с детьми разного возраста в  области консультирования могут быть решены следующие задачи:
оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием:

  • обучение подростков и старшеклассников навыкам самосознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
  • оказание психологической помощи и поддержки гимназистам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

б)  консультирование и просвещение педагогов


В консультировании педагогов можно выделить три направления:

1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;

3) социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в гимназических системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностнозначимое для них знание, позволяющее:

  • организовать эффективный процесс предметного обучения с содержательной и методической точек зрения;
  • построить взаимоотношения с учащимися и педагогами;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

в)  консультирование и просвещение родителей

Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.

4. Социально-диспетчерская деятельность

Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога-практика.

Будем рады сотрудничеству!

© 2024. МБОУ "Школа-гимназия" г.Ярцево Смоленской области.