Психологическая служба школы

Основные направления развития психологической службы рассматриваются  с учетом специфики образовательного процесса в данной школе. К особенностям школьного обучения, определяющим специфику психологической работы в учреждении, можно отнести:

  • повышенный уровень преподавания учебных предметов;
  • расширенный учебный план;
  • ориентированность на поступление выпускников в сильнейшие вузы;
  • высокий профессиональный уровень педагогов;
  • высокий уровень требований к ученику;
  • уровень загруженности учащихся;
  • мотивированность родителей (выраженный запрос на уровень обучения);
  • социальная среда школы, формирующаяся ее традициями, педколлективом, родительскими запросами, социальным уровнем семей и т.п.;
  • традиционная активная внеурочная деятельность в стенах школы.

В целом процесс обучения ориентирован на высокие показатели усвоения знаний. Основной сферой деятельности психологов в такой среде является процесс социально-психологической адаптации учащихся к внешней, социальной ситуации развития, то есть работа по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребенка в конкретной гимназической среде. Поэтому основной целью деятельности психологической службы можно считать психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными запросами, проблемами, целями и задачами, ориентированное на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения.

На основании этого в  задачи психологической службы включаются:

  • получение информации о ребенке (диагностика его мотивов, целей, ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей и способностей, семейной ситуации, развития и т.д.);
  • наблюдение за динамикой развития ребенка (мониторинг и исследовательская работа);
  • оптимизирующее воздействие на индивидуальную траекторию развития через обучение психологическим знаниям и индивидуальную консультативную работу с учеником;
  • психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетентности педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного ученика с конкретным учителем и родителем;
  • осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития;
  • приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Основными видами деятельности психологической службы являются:

1. Школьная  психодиагностика.

Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения.

Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета выпускника (описания его статуса);определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием; выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися.

Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося. Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознания детей. Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на учащегося с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося.

3. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

а) консультирование и просвещение учащихся
Психологическое просвещение учащихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования учащимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование  гимназистов может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психологов с детьми разного возраста в  области консультирования могут быть решены следующие задачи:
оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием:

  • обучение подростков и старшеклассников навыкам самосознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
  • оказание психологической помощи и поддержки гимназистам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

б)  консультирование и просвещение педагогов


В консультировании педагогов можно выделить три направления:

1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;

3) социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в гимназических системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностнозначимое для них знание, позволяющее:

  • организовать эффективный процесс предметного обучения с содержательной и методической точек зрения;
  • построить взаимоотношения с учащимися и педагогами;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

в)  консультирование и просвещение родителей

Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.

4. Социально-диспетчерская деятельность

Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога-практика.

Будем рады сотрудничеству!

php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel
buca escort buca escort