Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя– свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель работы классного руководителя - видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.
Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия:
- профессия должны быть интересной;
- чтобы можно было найти работу по специальности;
- профессия должна соответствовать особенностям данного индивида.
Задача классного руководителя заключается в том, чтоб помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формирование мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.
В 8 классе школьники обращают внимание, прежде всего, на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии.
В 9 классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами.
Цель работы в 8 - 9 классах: формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.
В 10 - 11 классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.
Цель работы в 10 - 11 классах: формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Темы профориентационной работы в 8-11 классах:
8 класс - «Мир профессий»;
9-10 классы - «Я и самопознание»;
11 класс - «Твой выбор».
«Мир профессий» для учащихся 8 классов: рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.
«Я и самопознание» помогает учащимся 9-10 классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию девятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10 классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.
Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11 класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.
Методы и форма проведения занятий:
- активизирующие профориентационные опросники и тесты;
- читательские конференции по профориентационной тематике;
- классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
- приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;
- работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
- индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
- вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
- профориентационные игры с классом.
Работа с родителями:
- тематические родительские собрания;
- классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
- организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением педагога-психолога;
- индивидуальные беседы;
- совместные детско-родительские профориентационные игры.
Профориентационные диагностика и консультации:
- исследование мотивации выбора профессии;
- исследование профессиональных интересов;
- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
- индивидуальные консультации педагога-психолога для учащихся, родителей.