ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБОУ "Школа-гимназия"
г.Ярцево Смоленской области
215800 Смоленская область, г. Ярцево, ул. К.Маркса, д. 4а
8(48143) 7-10-84
penaty@mail.ru

МБОУ "Школа-гимназия"

г.Ярцево Смоленской области
МЕНЮ

 

Страничка педагога-психолога

pedagog psihologФилатова Татьяна Ивановна
Стаж в должности педагога-психолога более 20 лет. В МБОУ «Школа-гимназия» работаю с 2009 года. Работа в школе нашего небольшого городка дает хорошую возможность способствовать социализации выпускников, которые потом приводят своих детей учиться, видеть, как проблемы и трудности становления личности учащегося отражаются на профессиональном становлении, на создании семьи, на воспитании собственных детей. Моя любимая народная мудрость - «Утро вечера мудренее», любимый афоризм – «Если ты мало умеешь, нечего многого хотеть» (Аристотель).

Мы все очень подвержены эмоциональному заражению, т.е. мы автоматически воспринимаем эмоции других людей или, наоборот, передаем свои эмоции другим.
Не поддаваться вредоносному эмоциональному заражению поможет способность к критическому мышлению. Умение рационально мыслить не позволяет эмоциям управлять нами, дает ощущение контроля над ситуацией в рамках собственных границ.

Что делать, если тревоги и страхи не покидают нас?

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями - одно и то же. С тем же успехом можно было сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом.

В детстве ребенку дается возможность прожить в миниатюре те ситуации, которые могут встретиться в жизни. И если родители позволяют ему прожить их верно, то и жизнь складывается успешно.

Обучение ребёнка в дистанционном режиме потребует от родителей некоторых правил для создания учебного пространства в условиях Вашей квартиры, дома.

Мы не предполагали, встречая 2020 год, что в нашей жизни могут происходить такие события (короновирус, самоизоляция, нарушение режима жизни в целом). А если ещё учесть окружающую нас информацию в мире, то, понятно, что сейчас мы все живем в тревожном и нестабильном состоянии. Как жить? Что будет? К чему готовиться?

Как педагогу-психологу мне необходимо в данный момент дать рекомендации для детей и родителей. С чего начать эти рекомендации? Что необходимо узнать, понять всем участникам образовательной деятельности?

Сейчас важным является спокойствие и умение позитивно мыслить, поэтому каждый взрослый несет за это ответственность перед собой.

С чего начать?

  1. Родители воспитывают положительным личным примером.Нецелесообразно в присутствии детей употреблять спиртные напитки, курить дома. Некурящие, пребывающие в прокуренном помещении в течение часа, вдыхают столько отравляющих веществ, как будто сами выкурили 4 сигареты.
  2. Желательно, если родители курят, употребляют алкогольные напитки, избавится от этой привычки, причем не следует скрывать от ребёнка приложенных усилий, борьбы с самим собой.
  3. Важно проводить беседы с детьми по вопросам профилактики вредных привычек. Они должны знать отрицательные последствия употребления алкоголя, токсических веществ, курения как на их здоровье, так и на здоровье их будущих детей.
  4. Совершенно неуместны запреты, окрики, наказания, если у старшеклассников появились вредные привычки. Только постоянная работа, основанная на убедительных доказательствах, может удержать от дальнейшего приобщения. Детей необходимо знакомить с литературой, рассказывающей о негативных последствиях вредных привычек на образ жизни.
  5. Важна рациональная организация свободного времени детей, поощрение их занятий физкультурой и спортом, техническим и художественным творчеством. Важное место в семье должны занимать чтение книг, посещение родителями совместно с детьми кино, театров, выставок, проведение занятий по интересам (фото, походы, экскурсии, выращивание цветов и др.).
  6. Необходимым условием по профилактике вредных привычек у детей является морально-психологический климат семьи, рациональное распределение домашних заданий и поручений, активное включение в бытовую деятельность всех членов семьи, укрепление семейных традиций.
  7. Целесообразно коллективно всей семьёй обсуждать все важные вопросы семейной жизни.

1. Недоверие к взрослым. Здесь виноваты родители. Им необходимо проанализировать собственное поведение. Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.

2. Желание самоутвердиться. Родителям необходимо начинать с собственного самовоспитания.

3. Откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. У такого ребёнка как правило живой и любознательный ум. Эту интеллектуальную  активность необходимо направлять в позитивное русло.

4. Когда ребёнок врёт постоянно. Это является показателем того, что у ребёнка накопились проблемы. Требуется анализ ситуации и индивидуальных особенностей ребёнка со стороны взрослых. Поступки взрослых — важный момент. Родители должны поступать как следует.

5. Бывает ложь во спасение (защита другого). Обман здесь не порок. Нельзя наказывать ребёнка.

6. Врёт поневоле. Ребёнку не хватает внимания, любви и заботы со стороны взрослых. Взрослому необходимо понять для себя, что важнее в жизни его семьи и его детей — больший материальный достаток или время проведенное с детьми. Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?

7. Ложь как попытка избежать наказания. Взрослым необходимо понять поведение ребёнка через анализ собственного поведения. Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу.

8. Страх разочаровать взрослых (ожидания и требования к ребёнку не соответствуют его возможностям). Желание взрослых знать своего ребёнка и адекватное восприятия собственного ребёнка. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.

9. Проблема у ребёнка, требующая немедленного решения. Необходимо уметь слушать и слышать своего ребёнка, понять причину проблемы, устранить причину вместе с ребёнком.

10. Защита от стрессовых ситуаций. Взрослые должны учить своего ребёнка умению делать выбор в сложной ситуации, а также оказывать ему психологическую поддержку. Ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению,часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. 

11. Дурной пример окружающих: детей, взрослых. Взрослым необходимо проанализировать собственное поведение, знать друзей и постоянных партнёров по общению своего ребёнка. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой.

12. Личный опыт позволил понять ребёнку выгоду лжы. Первый «звоночек» родитель упустил или неадекватно среагировал в тот момент. Целесообразно коллективно всей семьёй обсуждать важные вопросы семейной жизни. Требует пристальное наблюдение и длительное систематическое воспитательное воздействие. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд - ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: "Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять", "Сейчас тебе надо выучить физику" и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: "Уборка!", "Литература!".

Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо - как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).

Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.

Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас - этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза - ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится.Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения - установите временное ограничение: "Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись" или "Мне понадобится твоя помощь через две минуты". При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.

Правило 1. Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Например: "Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Не надо так больше делать", "Говорить мне "отстань", когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла".

Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте - дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Почаще советуйтесь с ним в разных семейных вопросах - не исключено,что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.

Правило 3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Ваш авторитет ему еще очень нужен. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше - на примере собственного опыта.

Правило 4. Старайтесь не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать, ругаться - такая тактика только усугубляет подобное поведение. Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так ВСЕГДА.

Правило 5. Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Подростки ОЧЕНЬ болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, а это может привести к ярко выраженному оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

© 2024. МБОУ "Школа-гимназия" г.Ярцево Смоленской области.